В 1848 году обломки революции запачкали улицы города, оставив его растущее население в нищете и зловонии. В ответ Наполеон III поручил градостроителю Барону Осману переделать и модернизировать Париж, чтобы он стал жемчужиной Европы. За 17 лет столица была разрушена, чтобы создать взаимосвязанную сеть длинных проспектов, широких бульваров и новых мостов, освобождая пространство для новый построек, таких как оперный театр Пале Гарнье. Общественная жизнь теперь проходила вдоль усаженных деревьями улиц и парков, украшенных уличной мебелью, в кафе и театрах и на атмосферных крышах. В тот период были созданы грандиозные дома моды, а журналы по всему миру представляли высокую моду.
Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году, он был богатым мужчиной. Он был идеальным поклонником этого нового мира - человеком, у которого было время и свобода наблюдать за всем этим с прохладной отрешенностью и запечатлевать его на картинах повседневной жизни людей, общественных событиях, и публичные сцены.
Эдуард Мане, Олимпия, 1863
В постоянной коллекции Музея Орсе в Париже сейчас 49 произведений Мане. Тем не менее, когда художник умер в 1883 году, когда ему было всего 51 год, он оставил студию, полную картин, для которой его вдова Сюзанна пыталась найти покупателей. Его «Олимпия» (1863 г.), ныне его самая известная работа, которую многие объявили началом современного искусства, оставались непроданными. Хотя импрессионисты восхищались его работой, он получил небольшую поддержку от художественного совета. Когда Олимпия (1863) был представлен на Салон в 1865 году, он был сразу же встречен интенсивной критикой и отрицанием. Картина была повешена очень высоко, чтобы защитить ее от физических атак. С этой высоты прямой, даже конфронтационный, взгляд стройной белой женщины в ее центре, куртизанки, на мгновение разбивается. Она лежит обнаженной в своем шезлонге, лежащем на цветочной шали, надевая не более чем несколько аксессуаров: ожерелье из черной ленты, жемчужные серьги, широкий золотой браслет, одну розовую орхидею в волосах и туфли Людовика XV на ее скрещенных ноги. В то время было, несомненно, еще труднее разглядеть две части картины, которые обычно игнорировались в работе: визжащая черная кошка у подножия кровати и Черная горничная, стоящая позади обнаженной женщины, давая ей изысканный букет цветов.
В сумерках Парижа зажглись газовые лампы Османа, и начался «час абсента» на бульварах, где работающие женщины и их женихи циркулировали среди 200 узаконенных борделей и закрытых домов. Сцена в Олимпии (1863 г.) была современной и уникально парижской, и в этом было преступление: она оскорбляла консервативные ценности буржуазии, оголяла их истину. У картины были свои сторонники, все же. Ярые защитники Мане позже организовали посмертную публичную подписку, собрав 20 000 франков, чтобы Олимпия (1863) была приобретена государством. В ноябре 1890 года он был принят музеем Люксембурга.
В последующие годы бесчисленные историки искусства внимательно изучили эту работу, а некоторые феминистские ученые отмечали ее за признание силы бесстыдного участия Олимпии в секс-работе. Ее личность известна: Викторина Моран, подруга и художник сама по себе, которая была моделью для картины. Тем не менее, черная модель, оставалась по существу безымянной - очевидно, недостойной субъектом в истории искусства - в течение последних 150 лет.
Все изменилось несколько лет назад, когда кандидат в доктора Колумбийского университета Дениз Меррелл опубликовала диссертацию под названием «Видя Лор: гонка и современность от Олимпии Мане до Матисса, Бердена и за его пределами» (Колумбийский университет, 2013). Ее работы нарушили тишину вокруг французской карибской женщины по имени Лор и превратились в амбициозное кураторское исследование черных моделей в западном искусстве с 19-го века до наших дней. Первая публикация ее докторских исследований была открыта в Художественной галерее Уоллаха в Колумбийском университете в Нью-Йорке в 2018 году как «Позирующая современность», а в начале этого года выставка в Музее д'Орсе была значительно расширена и теперь включает архивные материалы, личную переписку, и фильмы под названием «Черные модели» (до 21 июля).
Благодаря новым интерпретациям и глубоким исследованиям Мурреллом ключевых периодов социальной и художественной истории были созданы достойные новые биографии для ранее неизвестных чернокожих муз, а также предложены новые названия для произведений Жерико, Матисса, Гогена, Пикассо и Сезанн, где изображенным ранее был сокращен до «негра», «мулат» или «câpresse». для Мари-Гийемин Бенуа в Портрет черной женщины (1800), например, Мюррелл предложил Портрет Мэдлин.
Мари-Гиймин Бенуа, Портрет Мадлен , 1800.
Изображение Бенуа о Мадлен - полупрозрачное изображение худой негритянки с оттенком красного дерева - вторично ее глубокому оттенку, вы замечаете ее обнаженную правую грудь и стоический взгляд. Ее белое платье в стиле ампир подчеркивается синей шалью и красной лентой, обвязанными вокруг ее талии, что является явным отсылкой к французскому триколору. Показанный на Салоне 1800 года, всего через шесть лет после первой отмены рабства во Франции, Бенуа скрыл имя недавно освобожденной молодой женщины из Гваделупы, которая приехала во Францию в качестве домашней прислуги своего зятя, вероятно, опасаясь опровержения осмеливаясь изобразить эту черную женщину как эмблему французской свободы. Один критик, Тевенен, сетовал портрет Бенуа , как «возвышенный размытый Tache«[Пятно], понижая Мэдлин до нечистых неудобств, не связанных с человеком. Даже относительная свобода, которую завоевала Мадлен и ее поддерживающие Черные Антильские острова, будет недолгой - в 1802 году Наполеон восстановит рабство во французских колониях.
Выставка также рассказала о растущих сообществах чернокожих мужчин и женщин во Франции 19-го века. В то время чернокожие женщины часто работали в качестве кормящих сестер в семьях из высшего общества, убежденных в том, что они производят высококачественное грудное молоко и обладают хорошими навыками воспитания детей. И вторая и последняя отмена рабства во французских колониях в 1848 году привела к расширению присутствия черных в Париже, прежде всего в северных девятом и семнадцатом округах, где проживали Мане и импрессионисты в 1860-х годах. Записная книжка, принадлежащая Мане, подтвердила, что сама Лор живет по адресу 11 rue Vintimille, всего в 10 минутах от студии Мане.
Известно, что Мане сделал еще две картины Лоры в течение 12 месяцев, за пределами пресловутой Олимпии . В книге «Дети в саду Тюильри» (1861–1862 гг.)
Эдуард Мане, Дети в саду Тюильри , ок. 1861-62.
Мы видим темнокожую няню в правой части картины среди семьи ее работодателя, где каждый может прогуляться по Тюильри, потенциально на пути в Лувр. Четверо изящно одетых детей блуждают по парку, в то время как самый маленький из них сидит перед расслабленной Лор в тени дерева. И в La négresse ( Портрет Лора)1863, широкие мазки темно-коричневого макияжа вокруг ее круглого лица и шеи сидят на глубоком оливковом фоне, в то время как остальная часть ее тела покрыта простым платьем с открытыми плечами. Ее натуральные волосы покрыты яркой головкой. Портрет Лора выглядит скорее как этюд, а не как законченная картина, но, несмотря на его размытые линии, центральная точка безошибочна: улыбка на ее лице. В конце 1862 года в книге, принадлежащей Мане, в записке описывается модель « Laure, trés belle négresse » (Лора, очень красивая негритянка).
Краткая, но заостренная фиксация Мане на Лоре вовлекла его, изображая ее не как экзотического другого, а индивидуализированного члена французского рабочего класса в небольшом, видимом, но маргинальном черном французском сообществе. Мы никогда не узнаем достаточно полной истории Лоры, но теперь она, по крайней мере, заняла конкретное место в истории искусства и была представлена Муреллом как автономная личность. Как сказал куратор: «Я хотел прояснить, что Лор не воображаемая фигура. Она является представителем расовой реальности Парижа 1860-х годов. Я хотел показать, что она занимает одну из нескольких социальных ролей, занятых свободными чернокожими парижанами в этот конкретный момент».
Публикация подготовлена по материалам сайта artnews.com
Также вы можете познакомится с публикацией ПРИЧУДЛИВЫЕ ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ПОРТРЕТЫ ЗАНЕЛЕ МУХОЛИ
Войти через соц. сети: